RAYMOND CAUCHETIER
Фотограф « Французской новой волны»
Работы французского фотографа-документалиста Раймона Кошетье, запечатлевшего моменты съемочных будней французского кино «Новой волны» в 50-60-х годах двадцатого века.
Работая в связке с такими мэтрами кинематографа, как Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Берри, Жак Деми, Клод Шаброль и Жан-Пьер Мельвиль, Кошетье удалось запечатлеть процесс зарождения и развития одного из самых известных направлений в мировом кинематографе, создать нескончаемую вереницу обаятельных черно-белых снимков, которые впоследствии стали эмблемой, неким графическим символом «Новой волны».
Дебютом для него стала кинолента «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара, куда он попал благодаря дружбе с Франсуа Трюффо. Некоторые непосвященные считают, что фотографии Раймона Кошетье попросту являются скриншотами к известным фильмам. На самом же деле, ему удавалось поймать особые моменты, которые остались за кадром для зрителя, к примеру зарождающиеся отношения между Жаном-Люком Годаром и Анной Кариной. Но даже не это главное, гораздо более важно то, что фотограф сумел запечатлеть процесс зарождения и развития одного из самых великих направлений в мировом кинематографе.
В отличие от своих коллег, задействованных в киноиндустрии, которые в основном пытались получить кадры рекламного толка, Раймон Кошетье позиционировал себя как фотокорреспондент, который должен запечатлеть моменты кинематографической истории для общественности.
Французская новая волна (Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себя стиля съемки и от предсказуемости повествования. Представителями новой волны стали, прежде всего, молодые режиссеры, ранее имевшие опыт работы кинокритиками или журналистами. Они были против далёких от реальности коммерческих фильмов и нередко прибегали в кинематографе к экспериментам и радикальным для того времени приемам.
Термин «Новая волна» впервые появился в эссе журналистки Франсуазы Жиру в 1958 году по отношению к молодежи, но позже стал обозначать обновление во французском кино.
Одни из самых известных основоположников стиля — Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт — работали кинокритиками на созданный Андре Базеном и его соратниками влиятельный французский журнал «Cahiers du cinéma» и восхваляли фильмы таких режиссёров, как Жан Ренуар, Жан Виго, Джон Форд, Альфред Хичкок и Николас Рэй. Посредством критики и интерпретаций пионеры французской новой волны заложили фундамент для концептов, которые позже (в 1970-х) были объединены в кинематографическую теорию под названием «Теория авторского кино». Согласно этой теории, режиссёр должен быть автором фильма и принимать участие во всех этапах производства фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. Таким образом, фильмы должны стать более индивидуальными и не подвергаться оценке по отдельности, но в свете всех работ режиссёра в целом.
Началом французской новой волны было, в некоторой степени, упражнение кинокритиков из журнала Cahiers du cinéma в воплощении их философии и теорий в действительность, путем создания собственных фильмов. «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958) считается первым фильмом новой волны. Франсуа Трюффо (с фильмом «Четыреста ударов», 1959) и Жан-Люк Годар (с фильмом «На последнем дыхании», 1960) имели неожиданный большой международный успех как с точки зрения критики, так и финансов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.
Среди прочих режиссёров, работавших в то же время, но не обязательно напрямую связанных с новой волной, были Луи Малль, Ален Рене, Аньес Варда и Жак Деми.